Банные обряды
Долгое время было обязательным посещение бани молодоженами на второй день после свадьбы. Причем нарушение этого обычая строго осуждалось родными и знакомыми молодой пары. Новоявленные супруги шли в баню рано утром, ее для них жарко топили сваха и дружка жениха.
Прежде чем звать мыться жениха и невесту, пар в бане поддавали медом, а на угли кидали хмель и кусочки хлеба, чтобы молодые всегда жили в достатке и довольстве. Когда баня была готова, родители жениха благословляли молодоженов таким наказом: «Жена, мужа почитай, как предков своих; муж, жену береги, как трубу на бане!» Отправляясь в баню, молодая жена несла с собой новое полотенце - подарок баннику, чтобы тот принял ее как нового члена семьи, разрешал впредь пользоваться своей мыльней и в случае нужды не отказывал в покровительстве.
Вернувшимся из бани молодоженам мать невесты вручала сверток, в котором лежали жареная курица и специальный пирог-банник. Супруги обязательно должны были съесть это угощение до последней крошки, чтобы избежать бед и несчастий в семейной жизни.
Еще наши предки свято верили, что рождение ребенка в бане гарантировало легкие роды и счастливую жизнь новорожденному. Причем в бане роженица находилась с повитухой не меньше трех дней, набираясь там сил и здоровья под присмотром банника.
Когда роженица разрешалась от бремени, повитуха совершала ритуальное омовение матери и ребенка, приговаривая при этом: «Выпарить, омыть, очистить». Затем она брала малыша на руки, и трижды обходила с ним вокруг бани, шепча при этом старинные заговоры и призывая высшие силы даровать новорожденному счастье, долгую жизнь, здоровье и красоту.
Все то время, пока роженица с младенцем жили в бане, их нельзя было ни на минуту оставлять без присмотра. Иначе баба-банница утащит младенца, или же сам банник подсунет вместо новорожденного своего ребенка - нескладного увальня с узкими глазами, который не доживал и до пяти лет.
По истечении трех дней женщина с новорожденным возвращалась в дом, где родные готовили ей торжественную встречу, во время которой мать впервые показывала младенца его отцу. То время, что роженица жила в бане, считалось «женскими днями», и нарушить уединение матери не мог ни один мужчина. Исключение делалось для деревенских колдунов или знахарей, если требовалась их помощь при трудных родах или неожиданной болезни новорожденного.