Районные термы, бани-бассейны. 1920 г
Выдержка из книги:
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда
Книга вторая
Социальные проблемы
Глава 7. Формирование системы коммунально-бытового обслуживания
6. Районные термы, бани-бассейны
Значительный интерес представляют поиски нового типа бани, которую также пытались превратить в место "социального контакта", придав ей новые общественные функции.
В Петрограде в первые годы советской власти при разработке типов "зданий для мытья" их функциональное назначение было существенно расширено. Бани общего пользования рассматривались как общественные здания типа терм. В качестве одного из основных типов "зданий для мытья" в декабре 1919 г. был предложен универсальный тип терм с плавательным бассейном, душами, ваннами и баней.
В 1920 г. был проведен конкурс на проект первых районных терм в Петрограде, которые должны были размещаться на Ватном острове. Сам выбор места для терм свидетельствовал о подходе к этому типу сооружения как к общественному зданию. В конкурсных проектах (Н. Троцкий, Л. Тверской, Д. Бурышкин, И. Лангбард) термы были запроектированы как грандиозный общественно-спортивный комплекс, в котором помещения для мытья оказались подчиненными (и функционально, и композиционно) таким помещениям, как парадный вестибюль, крытый бассейн для плавания и гимнастический зал, причем в комплекс терм были включены также открытые спортивные площадки с трибунами для зрителей.
В 1921 г. в Московском политехническом институте М. Гакен выполнила дипломный проект на тему "Общественные бани" (руков. Э. Норверт). Бани представляли собой нечто среднее между термами и спортивно-культурным комплексом. Это грандиозное сооружение с внутренним двором, обширным фойе, бассейном, местами для зрителей, гимнастическим залом, баней, кафе-столовой, читальней и др.
В середине 20-х годов, когда разворачивалось массовое строительство коммунально-бытовых зданий, разработка архитектурной программы бани приобретает более деловой характер. Создаются проекты различных по пропускной способности бань, где наряду с общими банными помещениями предусматриваются ванные и душевые кабины. Разрабатываются типовые проекты или же в качестве таковых используются наиболее удачные проекты, разработанные для конкретного участка (повторно использовались проекты бань, например, в Москве).
Широкое строительство бань во второй половине 20-х - начале 30-х годов рассматривалось как решение задачи улучшения коммунально-бытового обслуживания трудящихся. Однако в банях видели в эти годы не только здания, связанные с санитарно-гигиеническими задачами. И хотя ограниченные средства не позволяли в годы индустриализации реально ставить вопрос о создании грандиозных терм, продолжалась разработка нового типа бани (бани-бассейна или бани-купальни) как комплексного общественного здания, в уточнение архитектурной программы которого значительный вклад внесли проекты, созданные во ВХУТЕМАСе, в Академии художеств (Ленинград) и в мастерской А. Никольского в Ленинграде.
Проекты "общественных бань", выполнявшиеся в 1926 г. во ВХУТЕМАСе (проекты А. Зальцмана, А. Марморштейна, М. Тарелина и др.), по своей программе были близки термам первых лет советской власти. Банные помещения в них были подчинены группе спортивных помещений (обширные бассейны для плавания, гимнастические залы).
В Академии художеств "баня с плавательным бассейном" проектировалась студентами в 1927 г. В проекте Г. Ломагина банные помещения и бассейн выделены в отдельные корпуса, соединенные крытым переходом, к которому примыкают ванные кабины.
В проектах А. Никольского, созданных в 1928 г., наглядно проявились противоречия между реальными экономическими возможностями тех лет и поисками новых типов общественных зданий. Он разрабатывает проекты двух бань для конкретных участков в Ленинграде (обе бани выстроены). Баня в Смольном районе - это двухэтажное здание с пропускной способностью 2100 человек в день; банные помещения расположены в кольцевом корпусе (с внутренним двором), к которому примыкает прямоугольный объем вестибюля. Баня в Московско-Нарвском районе рассчитана на обслуживание 4 тысяч человек в день. Решенное в плане в виде буквы Г здание бани также в основном двухэтажное с надстройками в развитой угловой части. В отличие от бани Смольного района, композиция которой решена единой крупной формой (низкий цилиндр с врезанным параллелепипедом), внешний облик нарвской бани представляет собой сложную объемно-пространственную композицию. Простые по форме, распластанные прямоугольные в плане корпуса как бы противопоставлены усложненному построению угловой части: мощный полукруглый выступ с врезанным в него вертикальным прямоугольным объемом, надстройка с криволинейным объемом и галереей, две монументальные трубы (квадратные в сечении и утоняющиеся кверху).
Одновременно с этими выполнявшимися по конкретной программе проектами бань Никольский создает экспериментальный эскизный проект бани (пропускная способность - 4 тысячи человек ежедневно) в виде распластанного одноэтажного кольцевого корпуса с банными помещениями, в центре которого расположен обширный бассейн, перекрытый стеклянным куполом. Здание окружено садом, из которого на плоскую крышу банного корпуса (где устроен солярий) ведут лестницы, ритмично расположенные по наружному периметру здания. С плоской крыши можно непосредственно попасть и в подкупольное пространство с бассейном, минуя банные помещения.
Таким образом, во второй половине 20-х годов наряду с проектированием и строительством специализированных зданий бань велись интенсивные поиски нового типа бани, в котором предлагалось объединить банные и спортивные помещения. Постепенно оба типа бани сближались, поисковые проекты освобождались от спортивных помещений, не связанных с плаванием (например, от гимнастических залов). В результате эволюции как обычной бани, так и поисковых проектов (развивавших идею терм) в конце 20-х годов была разработана архитектурная программа особого типа коммунально-бытового здания бани-бассейна (бани-купальни). Тип этого нового общественного здания создавался под большим влиянием конкретного заказа, исходившего от местных советов. Так, в Моссовете именно в эти годы были разработаны новые требования к типу бань, которые легли в основу программы проектирования банных зданий для различных районов города.
"Вопрос о постройке общественных купальных заведений нового типа в Москве уже поставлен в программу коммунального строительства,- говорилось в одной из статей.- Отличие нового типа купальных заведений от прежних бань заключается главным образом в том, что одновременно с целями санитарно-гигиеническими ставятся задачи развития физической культуры. Таким образом вместе с возможностью обмывания, производимого притом более совершенными и удобными способами (ванны, души), населению предоставляется возможность в течение круглого года пользоваться также купаньем"1.
В состав таких купальных учреждений, согласно программе, включались ванные, душевые, бассейны для плавания, а также специальные медицинские помещения и солярии.
По этой программе для Москвы был разработан ряд проектов. Характерны два проекта банного здания для Замоскворецкого района- Н.Морозова и А.Дмитриева. В пояснительной записке к первому проекту говорилось: "Ввиду новых требований, предъявляемых Моссоветом к зданию бань, которые должны служить не только санитарно-гигиеническим целям, но и преследовать цели культурно-спортивные, вновь проектируемое здание значительно разнится от существующих зданий этого порядка"2. По проекту архит. Н. Морозова баня (пропускная способность - 500 человек в час) представляет собой трех-, четырехэтажное здание, состоящее из двух примыкающих друг к другу корпусов (в плане в виде буквы Г), в которых размещаются: женское и мужское банные отделения (200 человек в час), 225 индивидуальных душевых кабин, спортивный бассейн для плавания на 100 человек с трибунами для зрителей (600 мест), ванное отделение на 50 ванн, отделение свето-, водолечебных процедур, "быстро действующая" прачечная (на 1000 кг белья). Рядом с баней запроектирован открытый стадион. В проекте архит. А. Дмитриева, разработанном по той же программе (с некоторым отличием в общей пропускной способности и в количестве мест в различных помещениях), корпуса банного отделения и бассейна для плавания расположены по одной оси, образуя единое прямоугольное в плане вытянутое здание. Здесь при том же наборе помещений, что и в предыдущем проекте, предусмотрено устройство большой спортивной площадки и, кроме того, запроектированы солярий на крыше, приемная врача, помещения для инструктора физкультуры и т. д.
Таким образом, проектировавшиеся по новой программе бани-бассейны представляли собой сложные комплексные сооружения санитарно-гигиенического и спортивно-оздоровительного назначения.
Несколько таких бань-бассейнов (бань-купален) было выстроено в Москве. Так, в одном только 1930 г. были введены в действие две (запроектированные в 1928 г.) крупные бани-бассейны: в Пролетарском (архит. С. Панин) и в Бауманском (архит. Н. Гундоров) районах. Баня-бассейн Бауманского района (которая названа в одной из статей "самой мощной в Европе баней-купальней") представляет собой двухэтажное кирпичное здание с женскими и мужскими банными отделениями, между которыми расположен бассейн для плавания с трибунами для зрителей (часть мест расположена в примыкающей к торцу бассейна полуротонде), кабинами для раздевания и вышкой для прыжков. Баня-бассейн в Пролетарском районе - это огромное трехэтажное кирпичное здание. Здесь также имеются женское и мужское банные отделения, бассейн для плавания с трибунами и вышкой для прыжков, ряд вспомогательных помещений (буфет, парикмахерская и т.д.).
Бани-бассейны строились и в других городах. Например, в начале 30-х годов такая баня была построена в Ленинграде (архит. С. Васильковский).